Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Перспективы и проблемы привлечения китайских инвестиций в экономику Сербии

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-5-88-101

Аннотация

За два прошедших десятилетия, в процессе перехода от плановой экономики к рыночной, Сербия практически потеряла свой основной промышленный сектор. Иными словами, сербская промышленность оказалась «деиндустриализована», в то время как вторичный и третичный сектора промышленности показали определенную живучесть и потенциал развития. Начиная с политических изменений 2000-х, Сербия догоняет другие страны региона в самых важных аспектах процесса трансформации. В этом смысле прямые иностранные инвестиции оказывают значительное влияние на сербскую экономику, улучшая экономическую структуру и давая новые конкурентоспособные качества, открывая доступ к международным рынкам, служа ресурсом для улучшения платежного баланса и возможности перенять современные технологии, знания и управление. Это дает реальную надежду, что Сербия с помощью иностранного капитала будет развивать промышленное производство и восстановит производственные мощности. Сербия рассматривает Китай как самого перспективного партнера для внешней торговли и источник финансирования в Азии, а также как крупного партнера в достижении своих стратегических экономических целей. Отсутствие финансовых ресурсов, необходимых для реали зации запланированных целей экономического развития, позволяет Китаю инвестировать собственные финансовые ресурсы на выгодных условиях, используя сербскую открытость рынка, и хорошие взаимоотношения, основанные на взаимном доверии и преимуществах. Данное исследование дает короткое объяснение китайской стратегии “Нового Великого шелкового пути”, которое позволяет лучше понять современные китайско-сербские отношения. Помимо этого, исследование содержит анализ развития сербско-китайских политических и экономических отношений (особенно в области иностранных инвестиций). Заключительная часть исследования — оценка сравнительных преимуществ и определенных угроз для китайских иностранных инвестиций в сербскую экономику, имеющую определенное значение для реализации стратегии «Нового Великого шелкового пути».

Об авторе

Д. Душко
Институт международной политики и экономики
Чехословакия

Душко Димитриевич, профессор, бывший директор 



Список литературы

1. Babić, Blagoje (2016), “New Silk Road — China’s New deal”, in: Dimitrijević Duško (ed.), Danube and the New Silk Road”, Institute of International Politics and Economics, Belgrade.

2. Blic (2014), “Kineski ZTE: Imamo agresivan poslovni plan za Srbiju” (Chinese ZTE: We have an aggressive business plan for Serbia), Retrieved from http://www.blic.rs/Vesti/Ekonomija/520251/ Kineski-ZTE-Imamo-agresivan-poslovni-plan-za-Srbiju, 04.09. 2015.

3. Chamber of Commerce and Industry of Serbia (2016), Economy of Serbia, Retrieved from: http://www.pks.rs/MSaradnja.aspx?id=73&p=1&pp=2&, 10.02.2017.

4. Dimitrijević, Duško (2017), “Chinese Investment in Serbia-joint Pledge for the Future of the New Silk Road“, Baltic Journal of European Studies, vol. 7, N 1(22).

5. Dimitrijević, Duško, Jokanović, Nikola (2016), “China’s ‘New Silk Road’ Development Strategy“, Review of International Affairs, 2016, N 1161.

6. Escobar, Pepe (2015), “The 21st century belongs to China: Why the new Silk Road threatens to end America’s economic dominance”, Retrieved from: http://www.salon.com/2015/02/24/ the_21st_century_belongs_to_china_why_the_new_silk_road_threatens_to_end_americas_economic_dominance_partner/, 24.02.2015.

7. Fulin, Chi (2009), China’s Reform in the Shadow of the Global Financial Crises, Foreign Language Press, Beijing.

8. Hongjun, Yu (2013), “Sincere Dialogue for Conductive Cooperation”, in: The Changing World and China in Development, Papers from: “The Contemporary World Multilateral Dialogue”, China Centre for Contemporary World Studies, China Foundation for Peace and Development, Beijing.

9. Hongyuan, L., Yun, G., Qifa, S. (2012), China’s Road, Huangshan Publishing House.

10. Isac Found (2013), „Od četiri stuba spoljne politike do evroskih integracija — postoji li volja za strateško usmerenje spoljne politike Srbije?“ (From the four pillars of the foreign policy to the European integration — is there a will for the strategic direction of Serbia’s foreign policy?) Belgrade, 2013.

11. Janković, Aleksandar (2016) “New Silk Road — New growth engine”, Review of International Affairs, 2016, N 1161.

12. Kozomara, Jelena (2014), “Serbia in international production through global value chain”, in: Pero Petrović (ed.), Possibilities and perspectives for foreign direct investments in the Republic of Serbia, Institute of International Politics and Economics, Belgrade.

13. National Bank of Serbia, (2015), Statistics Retrieved from: http://www.nbs.rs/internet/cirilica/ index.html, 29.09.2015.

14. National Development and Reform Commission, Ministry of Foreign Affairs and Ministry of Commerce of the People’s Republic of China, (2015), “Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road”, Beijing, Retrieved from: http:// en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html . 08.03.2016.

15. Pavlićević, Dragan (2015), “China’s New Silk Road Takes Shape in Central and Eastern Europe”, China Brief, Volume XV, Issue 1.

16. Petrović Piroćanac, Zoran (2014), “The World and a Chinese Non-alignment Strategy of Governance and Development-Brief Survey”, In: Global Trends and China in the Coming Decade, Papers from: “Contemporary World Multilateral Dialogue 2013, China Centre for Contemporary World Studies, China Foundation for Peace and Development, China Energy Fund Committee.

17. Schwarzenberger, Georg (1969), Foreign Investments and International Law, Sevens & Sons, London.

18. Serbian Statistical Office (2015), Retrieved from: http://webrzs.stat.gov.rs/WebSite/, 10.02.2017.

19. Tanjug (2016) “Kina i Srbija — strateško partnerstvo i još 21 sporazum”, (China and Serbia — a strategic partnership and another 21 agreements), 18. Jun 2016, Retrieved from: http://www. tanjug.rs/full-view.aspx?item=270618&izb=252463&v=252463, 29.09.2016. Tanjug (2016), „Kina i Srbija — strateško partnerstvo i još 21 sporazum (China and Serbia — a strategic partnership agreement and 21), Retrieved from: http://www.tanjug.rs/full-view.as px?item=270618&izb=252463&v=252463, 18.06.2016.

20. Večernje Novosti (2015), “Kinezi ulažu u mesnu industriju” (The Chinese are investing in the meat industry), Retrieved from: http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/ekonomija/aktuelN 239. html:563532-Kinezi-ulazu-u-mesnu-industriju, 18.11.2015.

21. World Economic Forum (2017), “China’s $900 billion New Silk Road — What you need to know”, Retrieved from: https://www.weforum.org/agenda/2017/06/china-new-silk-road-explainer/ 26 June 2017.

22. Xin, Chen, Chengyu. Yang (2016), “Serbian Industrial Competitiveness and China-Serbia Cooperation”, in: Duško Dimitrijević (ed.), Danube and the New Silk Road, Institute of International Politics and Economics, Belgrade.

23. Xinhua (2013), “Central Committee’s Decision on Major Issues Concerning Comprehensively Deepening Reforms”, 15 November 2013.

24. Xinhua (2013), “Xi Jinping zai Shanghe zuzhi fenghui fabiao jia tichu 4 dian zhuzhang”, Xinhua, 13 September 2013.

25. Xinhua (2015), “China Focus: China sketches out priorities of ‘Belt and Road’ initiatives”, Retrieved from: http://news.xinhuanet.com/english/china/2015-02/01/c_133962709.htm. 11.11.2015.

26. Xinhua (2016), ‘Full text of Riga Declaration’, Retrieved from http://www.china-ceec.org/eng/ zyxw_4/t1414325.htm 20.11.2016.

27. Yongliang, Lin (2017), “The Global Significance of the Belt and Road Initiative“, International Understanding, CAFIU, Beijing, 2017, Vol. 2, N 2.

28. Zepp-LaRouche, H. (2015), “The New Silk Road Leads to the Future of Mankind!”, In: The New Silk Road becomes the World Land-Bridge, EIR News Service Inc., Washington.

29. Zuokui, Liu, The Role of Central and Eastern Europe in the Building of Silk Road Economic Belt, Međunarodni problemi/International Problems, 67, (2–3).


Рецензия

Для цитирования:


Душко Д. Перспективы и проблемы привлечения китайских инвестиций в экономику Сербии. Управленческое консультирование. 2018;(6):88-101. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-5-88-101

For citation:


Duško D. Achievements and Challenges for China Investments in Serbia. Administrative Consulting. 2018;(6):88-101. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-5-88-101

Просмотров: 919


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)