Представления о капитализме в системе знаний советского школьника
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-3-114-126
Аннотация
В идеологических установках и школьных практиках советской системы образования одним из важнейших понятий стал «капитализм» — идеология, общественно-экономическая формация, «мировой проект», антагонистический социалистическому. В статье рассматривается, как складывались в 20-е и 30-е годы и какое место занимали представления о капитализме в системе знаний советского школьника, в его идейно-политическом воспитании. Исследуется роль этих представлений в формировании мировоззрения довоенного школьника.
Ключевые слова
Об авторе
Н. К. ГуркинаРоссия
Гуркина Нина Константиновна, профессор, кафедра государственного и муниципального управления, доктор исторических наук
Список литературы
1. Абрамов Ф. О первом учителе // Светлые люди. СПб., 2007.
2. Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922–1991 гг.). М., 2001.
3. Багрова Н.А. Становление школьного исторического образования в Советской России. 1920–1934 гг. Автореф. дис. ... к. и. н. Ростов-на-Дону, 2001.
4. Балашов Е. М. Школа в российском обществе: 1917–1927 гг. Становление «нового чело- века». СПб., 2003.
5. Борисов Ю. С. Школьные реформы и подготовка кадров // Духовный потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны. М., 1985.
6. Вдовин А. И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа. М., 2013.
7. Гаврилов В.А. Очерк истории нравственного воспитания в советской школе (1917–1930). Кишинев, 1983.
8. Гуркина Н. К., Исаев А. П. Культурное наследие России в патриотическом воспитании на- кануне и в годы Великой Отечественной войны // Управленческое консультирование. 2016, №5. с. 181–191.
9. Гуркина Н. К. Образовательная политика российского государства и провинциальная интеллигенция в начале ХХ века // Научные труды Северо-Западного института управле- ния РАНХиГС. 2017. Т. 8, вып. 3(30). С. 157–164.
10. Зиновьев А.А. На коне, танке и штурмовике. Записки воина-философа. М., 2016.
11. Кара-Мурза с. Советская цивилизация. М., 2011.
12. Константинов Н.А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948
13. Космодемьянская Л. Т. Повесть о Зое и Шуре. М., 1984.
14. Королев Ф. Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М., 1959.
15. Михайловский В.В. Русская литература XX века. С 90-х годов XIX в. до 1917 г. М., 1939.
16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941. М., 1980.
17. Панарин А. С. Народ без элиты. М., 2006.
18. Потемкин В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования. М.-Л. 1947.
19. Руднева Е. М. Пока стучит сердце: сост., авт. стат. и прим. И.В. Ракобольская. М., 2015.
20. Салова Ю. Г. Политическое воспитание детей в Советской России в 20-е годы. Ярославль, 2007.
21. Сомов. В.А. Феномен игры и воспитание поколения победителей в СССР 1930-х годов // Историческая психология и социальная история. 2013. Т. 6. № 1. с. 73–84.
22. Фадеев А. Материалы и исследования. М., 1947.
Рецензия
Для цитирования:
Гуркина Н.К. Представления о капитализме в системе знаний советского школьника. Управленческое консультирование. 2018;(3):114-126. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-3-114-126
For citation:
Gurkina N.K. Beliefs of Capitalism in the System of Knowledge of the Soviet Pupil. Administrative Consulting. 2018;(3):114-126. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-3-114-126