Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Роль наставника в современном обществе: обзор социологических исследований

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-140-148

Аннотация

Введение: в данной статье рассмотрен вопрос о роли наставника в современном обществе. Раскрыта значимость наставнической деятельности в различных направлениях и областях.

Материалы и методы: в процессе подготовки и написания данной статьи были использованы русскоязычные и англоязычные научные публикации, содержащие результаты проведенных социологических исследований по указанной теме. В исследовании были использованы теоретические методы: изучение, анализ научной литературы, систематизация данных.

Результаты исследования: по результатам анализа научных публикаций было определено, что в настоящее время общество характеризуется быстрым темпом развития, но в то же время выражена необходимость в передаче знаний, навыков. Цифровизация экономики способствовала тому, что наставники стали необходимы не только молодому поколению, но и старшему, которые начали взаимодействовать с Интернетом и нуждаются в повышении уровня цифровой грамотности, сотрудникам на предприятии, педагогам, медицинским работникам, подрастающему поколению. Роль наставника определена необходимостью облегчения процесса социализации и адаптации сотрудников, при этом как при реализации прямого, так и обратного наставничества. Данную функцию способны выполнить лица, которые должны обладать необходимыми для этого компетенциями и желанием к обучению, поддержке других лиц. Кроме того, наставник может выполнять как функции руководителя службы сопровождения, осуществлять социальное сопровождение, оказывать помощь при решении различных вопросов.

Обсуждение и заключение: проанализированы отечественные и зарубежные социологические исследования, на основе которых сделаны выводы о важности наставника в различных социальных сферах. На основе исследований определены необходимые личные качества и приобретаемые навыки, важные для наставника. Роль наставника в современном мире определена необходимостью в ограниченное время передать опыт, сформировать направленность на результативность, интегрировать в профессиональную среду и оказать поддержку. Наставничество является двусторонним процессом и позволяет развивать важные в современном мире компетенции и самим наставникам. Однако важным является вопрос об определении этики, принципах и нормативной основы данной деятельности.

Об авторе

И. А. Зорина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Зорина Ирина Александровна, аспирант кафедры социальных технологий факультета социальных технологий 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Ангеловская С. К. Теоретические подходы к проблеме наставничества в профессиональном образовании. Копейск : Издательство ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», 2017. С. 5–9.

2. Андрущенко Т. Ю., Аржаных Е. В., Виноградов В. Л., Минюрова С. А. и др. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психологическая наука и образование. (2017) Т. 9. № 2. С. 1–16.

3. Байер Е. А., Аваков С. И. Профессионально значимые личностные качества наставникаволонтера в социализации детей-сирот // Вестник педагогических наук. 2020. № 2. С. 4–9.

4. Бурдастова Ю. В. Наставничество в медицине: факторы готовности врачей становиться наставниками // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы : Сб. материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 3 декабря 2019 года. М. : Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2020. С. 40–44.

5. Гаспаришвили А. Т. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. № 5 (1476). С. 109–115.

6. Гисматуллина А. И., Валеева Р. Р. Роль наставника в современном образовании // Миллионщиков-2019 : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 100-летию ФГБОУ ВО «ГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова». Грозный, 30–31 мая 2019 года. Т. II. 2019. С. 439–441.

7. Гришина Т. А. Новые черты традиционной практики наставничества: актуальность и механизм внедрения // Научный альманах. 2021. № 8–1 (82). С. 13–22.

8. Донина И. А. К вопросу о проблеме кадрового дефицита в ДОУ: привлечение и удержание молодых специалистов // Педагогический вестник. 2020. № 16. С. 16–19.

9. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25–36.

10. Дулина Н. В. Социально-демографический портрет наставника молодежи российского села (по итогам социологического исследования, проведенного в Волгоградской области) // Старшее поколение современной России : материалы международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 13–14 октября 2021 г. Нижний Новгород : Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2021. С. 130–134.

11. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. 2007. № 1. С. 25–28.

12. Ленская Е., Пинская М. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013). М. : Изд. дом ВШЭ, 2015. 23 с.

13. Лисовская Н. Б., Колесниченко К. В. Профессионально-психологический портрет наставников молодых специалистов // Письма в Эмиссия Оффлайн. 2012. The Emissia Offline Letters. С. 290–298.

14. Локтюхина Н. В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. 2019. Вып. 4 (28). С. 98–105.

15. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 133–159.

16. Моисеев А. М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2. № 3. С. 20–40.

17. Радостина Н. Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области : Научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 г. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017. С. 591–595.

18. Сазонова В. П. Базовые принципы для развития системы наставничества в современных условиях // Сборник научных трудов молодых ученых Сургутского государственного педагогического университета. Том Вып. 3. Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2021. С. 110–112.

19. Саркисова И. В. К вопросу о сущности понятия «наставничество» в зарубежной и отечественной литературе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70–5. С. 24– 27.

20. Сизоненко Р. В. Роль наставничества в профессиональной социализации молодых специалистов в условиях качественных преобразований социально-трудовых отношений // Молодежный Вестник УГАТУ. 2021. № 1 (24). С. 96–101.

21. Ярашева А. В. Исследование кадрового потенциала московского здравоохранения // Московская медицина. 2019. № 3 (31). С. 6–11.

22. Clarke A. J. The role of reverse mentoring in medical education: current insights // Advances in medical education and practice. 2019. Р. 693–701.

23. Malderez A. New ELT professionals // English Teaching Professional. 2001. N 19. P. 57–58.

24. Sánchez B. Everyday acts of resistance: Mexican, undocumented immigrant children and adolescents navigating oppression with mentor support //Journal of Research on Adolescence. 2022. Vol. 32. N 2. Р. 398–416.

25. Schenk L. An examination of the role of mentees’ social skills and relationship quality in a school based mentoring program // American Journal of Community Psychology. 2020. Vol. 65. N 1–2. P. 149–159.

26. Shier M. L., Larsen-Halikowski J., Gouthro S. Characteristics of volunteer motivation to mentor youth //Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 111. Р. 104885.


Рецензия

Для цитирования:


Зорина И.А. Роль наставника в современном обществе: обзор социологических исследований. Управленческое консультирование. 2023;(11):140-148. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-140-148

For citation:


Zorina I.A. The Role of a Mentor in Modern Society: A Review of Sociological Research. Administrative Consulting. 2023;(11):140-148. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-140-148

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)